Запах нахлынул на меня еще на лестничной площадке, этажом ниже. Ни с чем не сравнимый, неприятный, тяжелый, сладко-густой запах болезни, разложения, смерти.
При жизни это была довольно приятная на вид, ухоженная, умная женщина. Была верующей, была прихожанкой моей церкви. Когда рак стал съедать ее, медленно, неумолимо подчинять ее организм, она отказывалась принять эту новую реальность, не пила лекарства, не захотела лечь под нож хирурга…
Молилась…
В конце года я приехал к ней, привез Святые Дары вечери Господней. Одного взгляда хватило, чтобы понять: она умирает. Понемножку, как вода из кувшина треснутого жизнь уходила, оставляла ее. Долгое время, проведенное в болезни и страданиях, сделало ее очень чуткой к любым эмоциональным реакциям собеседника. Она смотрела, казалось, вглядывалась своими запавшими серыми глазами внутрь тебя, что-то искала, что-то хотела услышать, а может просто боялась столкнуться с неуместной жалостью, брезгливостью, или даже просто хотела согреться теплом твоим… Много говорила о себе, о жизни прошлой… Жаловалась на отсутствие режима, считала, что это самое важное: только бы режим наладить, сон хороший вернуть – и все будет хорошо, все вернется, все будет как прежде..!
Я слушал склонив голову, закрыв глаза. Так было легче. Ужасно ныл висок, моя «опасная» венка взбухла, пульсировала, редко, но сильно.
Я думал о жизни этой, ее судьбинушке, уже скомканной, уже на пути к урне. Потом вдруг осознал тишину. Отсутствие звуков, голоса ее, и даже больше: тишина внутри, нахлынувшая внезапно. Открыл глаза. Она сидела напротив, точно в такой же позе как и я… ее глаза были закрыты, а на губах блуждала едва заметная улыбка.
Мы молчали долго – вечность. Мы настроились на одну волну. Я не уверен, не знаю, кто кого увел в это состояние. Но вдвоем в одном духе было легче.
Говорят, когда ангел взмахнет крылом – становиться так тихо…!
Который раз ловлю себя: говорю о покойнике рядом с телом его, а отчего-то совсем не осознаю, что тот о ком говорю – вот он, лежит и источает дурной запах. Говорю о ком-то другом, о живом, чьи глаза еще не заклеенные лейкопластырем с такой силой вторгались внутрь тебя, чьи зубы светились улыбкой навстречу тебе, а не выпирали осколками треснувшей жизни из впадины рта…
Поразили меня наши бабульки. Вначале, как положено, у гроба помянули добрым словом усопшую. Потом трагичный и печальный настрой молодых, ледяной отек душевный стал взрываться странными темами, всплывающими в разговорах старушек.
- Внучка-то твоя, совсем выросла, красавица, вчера в церкви в такой юбочке была, ножки-то мамины! Красотулечка!
- Растут, что твоя редиска.. Годик, два – замуж будем выдавать..
- …а что ж.. даст Бог, и правнучка увидишь…
Их разговоры как картинки в диаскопе из моего детства – дети, внуки, мороз, видно надолго, снега много, хорошо, урожай весной, видать неплохой, а мой старик-то че удумал!...
Через них говорила какая-то особенная мудрость, вековая, проверенная. Все как обычно, жизнь идет, человек ушел, ну так что ж… Река несет свои воды дальше, часы тикают, как обычно.
Гроб пустой, и гроб с покойником был по весу одинаковый. Человека не стало, рак один, невесомый. По еловым лапам идти легко – сапоги не скользили. Двери катафалка захлопнулись. Мороз за тридцать буйствовал, выжигал все миазмы, запахов не было, дышалось легко. Захотелось скорее в тепло, к жене, - и выпить две ложки бальзама.
Когда везде воняет смертью – это так правильно – говорить о жизни! Нельзя по-другому.
Прочитано 4536 раз. Голосов 7. Средняя оценка: 4,29
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповеди : Знак-2 - брат Геннадий Вот уже на людях делают, пока на зэках, потом на всех.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России вплотную приступает к изучению возможности применения для осужденных электронных браслетов. Впервые их наденут в 2009 году на заключенных одной из колоний Воронежа. Общий срок испытаний - один год.
"Применение браслетов начнется в рамках совместного проекта ФСИН и Европейской комиссии - проекта ТАСИС - по развитию форм и методов психологического воздействия на преступников и контроля над их поведением. "В рамках этого проекта мы изучаем применение технических средств контроля", - сообщил руководитель правового управления ФСИН Олег Филимонов.
Он сказал, что пока браслеты будут использовать ограниченное число осужденных. За это время предстоит выяснить: каковы затраты на них, какой должна быть тактика реагирования сотрудников ФСИН на возникающие ситуации. Нужно также разработать возможности применения GPS-приемников и сотовых видов связи и, что немаловажно, посмотреть, какое влияние браслеты оказывают на психику человека, передает ИТАР-ТАСС.
В Москве в четверг была представлена первая прибывшая в рамках совместного проекта ФСИН и Евросоюза партия из 220 электронных браслетов. 73 из них позволяют использовать возможности спутникового слежения за человеком, а остальные 145 - обеспечить домашний контроль посредством стационарного или мобильного телефона.
Впрочем, несмотря на название, сам браслет выглядит скромно - как небольшая коробочка на пластиковом ремешке общим весом не тяжелее мужских часов среднего размера.
Представитель израильско-французской компании-производителя Эдуард Лещинский заметил, что испытание браслетов в России является "своеобразным вызовом", ведь жители страны славятся своей изобретательностью. Кроме того, станет ясно, как электроника работает в условиях российских морозов. В дальнейшем компания планирует открыть свое производство на территории России, чтобы использовать и возможности российской системы глобального позиционирования ГЛОНАСС (пока спутниковые браслеты ориентированы на систему GPS).
Ранее директор ФСИН Юрий Калинин сообщил, что в ближайшие несколько лет все категории российских заключенных будут носить электронные браслеты системы ГЛОНАСС, позволяющие следить за их передвижениями. Сейчас, по его словам, браслеты используются только в колониях-поселениях, но вскоре их внедрят и в колониях для опасных преступников.
Прибывшие в Россию браслеты имеют международный сертификат, а подаваемый ими радиосигнал слабее, чем у мобильного телефона. Самому "пользователю" в случае нарушения установленного режима - выхода из установленной территории местонахождения или, наоборот, приближения к местам, где ему запрещено быть (например, поблизости от школ, детских садов, злачных мест и т.д.) устройство подаст довольно громкий сигнал предупреждения.
В среднем, такие браслеты применяются на срок около полугода, хотя в ряде стран осужденные носят их по 25 лет. При этом технические возможности контроля не стоят на месте.
Так, уже разработано оборудование, позволяющее установить домашний контроль над потреблением алкоголя. Для этого помимо браслета нужно установить дома видеокамеру с системой распознания лица и трубочку-алкометр. По заранее заданному расписанию в течение дня по звонку человек должен подуть в трубочку. Такая мера разработана для водителей, которые были пойманы за вождение в нетрезвом состоянии.
Есть и системы голосового контроля футбольных фанатов, отлученных за хулиганство от посещений матчей на неопределенный срок.