В минувшие выходные, утром, я стоял у окна и радовался. Радовался я тому, что на улице холодно, неубранный грязный снег на дорогах, а мне в квартире тепло и уютно. Периодически выходили проснувшиеся соседи и откапывали из-под снега своих оставленных под окнами железных коней. Было интересно наблюдать, как все это делают по- своему, никто не повторяется. Вышел мужчина кавказской национальности. Национальность его мне неизвестна, поэтому в дальнейшем буду, к примеру, называть его чеченец. Чеченец, в отличие от своих соседей- славян, сразу же храбро уселся в свой автомобиль и попытался стартовать. Естественно, ничего не получилось. Он вышел из автомобиля, обошёл его вокруг, ничего не предпринял по откапыванию машины, снова уселся в авто и вновь попытался уехать. Бешенный рёв двигателя, результат- ноль. Чеченец снова вышел из машины и растерянно сделал круг почёта вокруг своего пленённого автомобиля. Этот ритуал- обход машины с последующей посадкой в салон и попыткой стартовать - он совершал вновь и вновь. Его старенький разбитый Мерседес натужно ревел, но не мог вырваться из снежного плена. Я с интересом наблюдал за этой отчаянной борьбой со снежной стихией. Моё язвительно- насмешливое настроение постепенно сменилось на сочувственное. Очень хотелось помочь соседу, но как? Лопаты дома у меня не было, чтобы из окна протянуть чеченцу лопату помощи. Выйти на улицу и толкнуть автомобиль- лень одеваться, да и холод собачий на улице.
Я недовольно занудел, обращаясь к жене:
"Оскотинилось наше общество, злые стали, никто не поможет ближнему своему. Не то, что в старые добрые времена, когда любой сосед выскочил бы из дома и быстро вытолкал бы застрявший автомобиль".
Меня прямо-таки распирал праведный гнев на нечутких соседей, сидящих в своих укромных тёплых квартирках. Вдруг появился русский пожилой мужчина, бомж. Ни слова не говоря, не ожидая ничьих просьб, он отложил свою котомку и принялся толкать застрявшую машину чеченца. Мимо проходил интеллигент. Тоже русский, молодой мужчина высоченного роста, с иголочки одетый, с щегольским портфелем в руке. Не выпуская из рук портфель, он присоединился к пожилому бомжу и стал трудолюбиво выталкивать старенький мерс из снежной каши. При этом он сразу же взял операцию по вызволению автомобиля под своё руководство и уверенно давал распоряжения, к слову сказать, очень разумные. Чеченец, видя столь дружную поддержку, воодушевился и сидя за рулём, с ожесточением выжимал все оставшиеся силёнки из своей старенькой машины. Я наблюдал, стоя у окна, и увлечённо болел за них. Мимо проезжал жёлтый старый разбитый бус. Он тормознул, из него выскочили двое мужчин, по виду - гастарбайтеров - киргизов. Они подбежали к Мерседесу и стали помогать бомжу и интеллигенту вызволять чеченца из калининградских сугробов. Победил интернационал! Под яростным натиском четверых мужчин мерс подобно ракете вылетел на расчищенную от снега проезжую часть.
Чеченец выглянул из машины, прокричал слова благодарности и уехал. Уехали на потрёпанном бусике киргизы - гастарбайтеры. Пошли в разные стороны по своим делам русские интеллигент и бомжик. А я стоял у окна и тихо радовался. Радовался тому, что ошибался в людях насчёт того, что все они холодные и равнодушные. Тому, что можем мы ещё, как раньше, в старое доброе время, забыв о национальностях и вероисповеданиях, помогать друг другу, сообща решать какие- то задачи. Я с удовольствием подумал: «А у нас в Калининграде с толерантностью не всё так уж и плохо….»
Прочитано 3538 раз. Голосов 10. Средняя оценка: 3,6
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".